Энергосбережение на транспорте

26 Июл 2011

Транспорт является важнейшим потребителем наиболее качественных видов жидкого топлива, крупным потребителем электроэнергии. За последние годы транспортная система страны претерпела серьезные количественные и качественные изменения. Отправление грузов всеми видами транспорта в 1988 г. составляло около 13 млрд. т и было на 11% больше, чем в 1980 г. Наиболее быстрыми темпами развивался речной транспорт и трубопроводный транспорт природного газа — за период с 1981 по 1988 г. он возрос соответственно па 22 и 31%. Железнодорожным транспортом в 1988 г. было отправлено по сравнению с 1980 г. грузов на 10% больше, морским на 10%, автомобильным и воздушным — на 7%.

Быстрые темпы развития транспорта, несмотря на определенное повышение его энергетической эффективности, увеличивают потребности в наиболее квалифицированных и дорогих энергоносителях — в моторных топливах и электроэнергии. В этой связи весьма актуальной является политика энергосбережения, проводимая на всех видах транспорта, совершенствование структуры транспортных средств в целях обеспечения перевозки грузов и пассажиров при минимальных энергетических затратах.

Железнодорожный транспорт, на долю которого приходится примерно 50% всех перевезенных в стране грузов, ежегодно расходует около 30 млн. т условного топлива, причем 60% всех затрат приходится на долю тепловозов. Экономия лишь 1 т условного топлива обеспечивает перевозку 3000 т грузов примерно на 100 км.

Основными направлениями энергосбережения на железнодорожном транспорте являются:

  • дальнейшая электрификация железных дорог;
  • ввод в эксплуатацию новых, более совершенных локомотивов, характеризующихся по сравнению с выпускаемыми в настоящее время повышенным КПД двигателей и передач, более совершенной системой охлаждения, меньшими расходами энергии на собственные нужды;
  • снижение сопротивления движению за счет увеличения доли грузовых вагонов на роликовых подшипниках и увеличения доли бесстыкового пути;
  • внедрение рекуперативного торможения на электрифицированных участках железных дорог;
  • увеличение массы поезда за счет повышения степени загрузки вагонов, применения вагонов повышенной грузоподъемности;
  • совершенствование планирования перевозок;
  • осуществление комплекса мероприятий по снижению потерь электроэнергии на тяговых подстанциях, реактивной мощности в системе электротяги н стационарных потребителей;
  • замещение нефтяного моторного топлива сжиженным природным газом;
  • централизация теплоснабжения железнодорожных станций и узлов.

Автомобильный транспорт расходует более половины общего количества энергоресурсов, потребляемых всеми видами транспорта. Основными направлениями энергосбережения на автомобильном транспорте являются:

  • увеличение доли грузооборота и пассажирооборота, выполняемых автомобилями и автобусами с дизельными двигателями (дизелизация);
  • снижение удельных норм расхода топлива автомобилями за счет повышения КПД двигателей, трансмиссий, снижения собственной массы и аэродинамического сопротивления, увеличения доли радиальных шин; оснащение автомобилей приборами регистрации параметров движения;
  • замещение бензина менее дефицитными видами топлива, в первую очередь сжатым и сжиженным газом.

Водный транспорт. Основными направлениями энергосбережения на водном транспорте являются:

  • пополнение флота новыми судами, оптимизация режимов работы судового оборудования при помощи АСУ и бортовых ЭВМ;
  • внедрение новых систем топливоподготовки, многофункциональных присадок к топливу, необрастающих покрытий корпусов судов;
  • внедрение систем глубокой утилизации теплоты отходящих газов судовых двигателей и утилизации нефтяных остатков на судах;
  • развитие речных перевозок несамоходным флотом в крупнотоннажных составах;
  • применение на речных судах дизелей с трубонаддувом;
  • повышение нагрузок на единицу мощности двигателя, тяги, совершенствование эксплуатации энергетических установок и движителей судов;
  • замещение нефтяного моторного топлива сжиженным природным газом.

Воздушный транспорт. Энергосбережение на воздушном транспорте достигается:

  • применением более экономичных самолетов;
  • совершенствованием расстановки и использования парка самолетов в соответствии с пассажиропотоками и дальностью рейсов;
  • разработкой и усовершенствованием методов летной эксплуатации;
  • использованием водорода в качестве топлива;
  • внедрением новых аэродромных машин и механизмов.

По материалам сайта www.xiron.ru

Ваш комментарий

Министерство жилищно - коммунального хозяйства Астраханской области Министерство энергетики Российской Федерации Российское энергетическое агентство Портал-Энерго.ru - энергоэффективность и энергосбережение Энергоэффективная Россия