Может ли должностное лицо государственного заказчика быть привлечено к административной ответственности

21 Июл 2011

Вопрос: Может ли должностное лицо государственного заказчика быть привлечено к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (введенной Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») в случае утверждения конкурсной документации (открытого конкурса), не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, после вступления в силу ст. 9.16 КоАП РФ?

 

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 261-ФЗ) данный Закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Согласно ст. 3 Закона N 261-ФЗ законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из Закона N 261-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ).

Согласно ст. 62 Закона N 94-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 261-ФЗ) органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.29, 7.30, ч. 1 и 3 ст. 7.31, ст. ст. 7.31.1, 7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. ст. 19.7.2, 19.7.4 КоАП РФ.

Статьей 44 Закона N 261-ФЗ Закон N 94-ФЗ дополнен гл. 7.1, регулирующей размещение заказов на энергосервис для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 37 Закона N 261-ФЗ в КоАП РФ вводится ст. 9.16, ч. 11 которой предусматривает, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

При этом в силу ст. 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Исходя из ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Следовательно, утверждение конкурсной документации является одним из действий в рамках размещения заказа.

Согласно ч. 1 ст. 49 Закона N 261-ФЗ данный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования (27.11.2009), за исключением ст. ст. 34, 36 и 37 Закона N 261-ФЗ.

Статья 37 Закона N 261-ФЗ вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Закона N 261-ФЗ (ч. 3 ст. 49 Закона N 261-ФЗ).

Следовательно, после вступления в силу ст. 9.16 КоАП РФ за размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, предусмотрена административная ответственность в ч. 11 данной статьи.

На основании ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Законом N 261-ФЗ ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ дополнена указанием на то, что органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 11 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) ст. 9.16 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Учитывая данные нормы, за утверждение конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, наступает ответственность, предусмотренная ч. 11 ст. 9.16 КоАП РФ. Ответственность, предусмотренная ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в указанном случае не применяется.

Таким образом, должностное лицо государственного заказчика после вступления в силу ст. 9.16 КоАП РФ не может быть привлечено к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ за утверждение конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Оно подлежит привлечению к ответственности по ч. 11 ст. 9.16 КоАП РФ.

 

Л.Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

19.01.2010

Ваш комментарий

Министерство жилищно - коммунального хозяйства Астраханской области Министерство энергетики Российской Федерации Российское энергетическое агентство Портал-Энерго.ru - энергоэффективность и энергосбережение Энергоэффективная Россия