Организация — поставщик энергетических ресурсов просит разъяснить

21 Июл 2011

Вопрос: Организация — поставщик энергетических ресурсов просит разъяснить: наступает ли административная ответственность за нарушение правил об энергосбережении?

Ответ: В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ «Об энергосбережении» (далее — Закон N 28-ФЗ) (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 261-ФЗ)) лица, виновные в нарушении положений Закона N 28-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из ст. 4 Закона N 28-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 261-ФЗ) заинтересованность юридических лиц — производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов является одним из основных принципов энергосберегающей политики государства.
Согласно ст. 1 Закона N 28-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 261-ФЗ) непроизводительный расход энергетических ресурсов — расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования.
Исходя из ст. 9.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях непроизводительное расходование энергетических ресурсов вследствие несоблюдения требований, установленных государственными стандартами или иными правовыми или нормативно-техническими документами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Законом N 261-ФЗ Закон N 28-ФЗ признается утратившим силу (ст. 47 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона N 261-ФЗ правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:
1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Согласно ст. 29 Закона N 261-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 37 Закона N 261-ФЗ ст. 9.12 КоАП РФ признается утратившей силу, одновременно в гл. 9 КоАП РФ вводится ст. 9.16, устанавливающая административную ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Административная ответственность предусмотрена за следующие действия (бездействие):
1) выпуск производителем или ввоз на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации;
2) реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным;
3) несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
4) несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
5) несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах;
6) несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным;
7) несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
8) несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования;
9) несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
10) несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
11) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности;
12) необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона N 261-ФЗ данный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования (27.11.2009), за исключением ст. ст. 34, 36 и 37 Закона N 261-ФЗ.
Статья 37 Закона N 261-ФЗ вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Закона N 261-ФЗ (ч. 3 ст. 49 Закона N 261-ФЗ).
Таким образом, административная ответственность за нарушение правил об энергосбережении:
- до вступления в силу поправок, вносимых Законом N 261-ФЗ в КоАП РФ, наступает в соответствии со ст. 9.12 КоАП РФ;
- после вступления в силу поправок, вносимых Законом N 261-ФЗ в КоАП РФ, наступает по соответствующему основанию, указанному в ст. 9.16 КоАП РФ.

Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения

03.03.2010

Ваш комментарий

Министерство жилищно - коммунального хозяйства Астраханской области Министерство энергетики Российской Федерации Российское энергетическое агентство Портал-Энерго.ru - энергоэффективность и энергосбережение Энергоэффективная Россия